Безопасность в ОС

       

Теория операционных систем


Теория операционных систем


Теория операционных систем

Выбор типа операционной системы часто представляет собой нетривиальную задачу. Некоторые приложения накладывают жесткие требования, которым удовлетворяет только небольшое количество систем. Например, задачи управления промышленным или исследовательским оборудованием в режиме жесткого реального времени вынуждают нас делать выбор между специализированными ОС реального времени и некоторыми ОС общего назначения, такими как Unix System V Release 4 (хотя Unix SVR4 теоретически способна обеспечивать гарантированное время реакции, системы этого семейства имеют ряд недостатков с точки зрения задач РВ, поэтому чаще всего предпочтительными оказываются специализированные ОС -- QNX, VxWorks, OS-9 и т. д.). Другие приложения, например серверы баз данных, просто требуют высокой надежности и производительности, что отсекает системы класса ДОС и MS Windows.

Наконец, некоторые задачи, такие как автоматизация конторской работы в небольших организациях, не предъявляют высоких требований к надежности, производительности и времени реакции системы, что предоставляет широкий выбор между различными ДОС, MS Windows, Mac OS и многими системами общего назначения. При этом технические параметры системы перестают играть роль, и в игру вступают другие факторы. На заре развития персональной техники таким фактором была стоимость аппаратного обеспечения, вынуждавшая делать выбор в пользу ДОС и, позднее, MS Windows.


Здесь под ОС мы будем подразумевать системы "общего назначения", т. е. рассчитанные на интерактивную работу одного или нескольких пользователей в режиме разделения времени, при не очень жестких требованиях ко времени реакции системы на внешние события. Как правило, в таких системах уделяется большое внимание защите самой системы, программного обеспечения и пользовательских данных от ошибочных и злонамеренных программ и пользователей. Обычно подобные системы используют встроенные в архитектуру процессора средства защиты и виртуализации памяти. К этому классу относятся такие широко распространенные системы, как Windows 2000, системы семейства Unix.




Из курсов компьютерного ликбеза известно, что современные компьютеры оперируют числовыми данными в двоичной системе счисления, а нечисловые данные (текст, звук, изображение) так или иначе переводят в цифровую форму (оцифровывают). В силу аппаратных ограничений процессор оперирует числами фиксированной разрядности. Количество двоичных разрядов основного арифметико-логического устройства (АЛУ) называют разрядностью процессора (впрочем, ниже мы увидим примеры, когда под разрядностью процессора подразумевается и нечто другое). Процессоры современных систем коллективного пользования (z90, UltraSPARC, Alpha) имеют 64-разрядные АЛУ, хотя в эксплуатации остается еще довольно много 32-разрядных систем, таких, как System/390. Персональные компьютеры (х86, PowerPC) и серверы рабочих групп имеют 32-разрядные процессоры. Процессоры меньшей разрядности — 16-, 8- и даже 4-разрядные — широко используются во встраиваемых приложениях.




Процессоры, которые могут исполнять программы на одном и том же машинном языке, называются бинарно-совместимыми. Отношение бинарной совместимости не всегда симметрично: например, более новый процессор может иметь дополнительные команды — тогда он будет бинарно-совместим с более старым процессором того же семе,йства, но не наоборот. Нередко бывает и так, что более новый процессор имеет совсем другую систему команд, но умеет исполнять программы на машинном языке старого процессора в так называемом режиме совместимости — например, все процессоры семейства х86 могут исполнять программы для Intel 8086 и 80286. Некоторые ОС для х8б даже предоставляют возможность собрать единую программу из модулей, использующих разные системы команд. Еще более обширны семейства процессоров, совместимые между собой по языку ассемблера.




Выяснив, что представляет собой программа, давайте рассмотрим процедуру ее загрузки в оперативную память компьютера (многие из обсуждаемых далее концепций, впрочем, в известной мере применимы и к прошивке программы в ПЗУ). Для начала предположим, что программа была заранее собрана в некий единый самодостаточный объект, называемый загрузочным или загружаемым модулем. В ряде операционных систем программа собирается в момент загрузки из большого числа отдельных модулей, содержащих ссылки друг на друга, но об этом ниже.



Основной ресурс системы, распределением которого занимается ОС — это оперативная память. Поэтому организация памяти оказывает большое влияние на структуру и возможности ОС. В настоящее время сложилась даже более интересная ситsssуация — переносимая операционная система UNIX, рассчитанная на машины со страничным диспетчером памяти, произвела жесткий отбор, и теперь практически все машины общего назначения, начиная от х86 и заканчивая суперкомпьютерами или, скажем процессором Alpha, имеют именно такую организацию адресного пространства.





В системах с сегментной и страничной адресацией виртуальный адрес имеет сложную структуру. Он разбит на два битовых поля: селектор страницы (сегмента) и смещение в нем. Соответственно, адресное пространство оказывается состоящим из дискретных блоков. Если все эти блоки имеют фиксированную длину и образуют вместе непрерывное пространство, они называются страницами




Практически все функции современных вычислительных систем так или иначе сводятся к обработке внешних событий. Единственная категория приложений, для которых внешние события совершенно неактуальны — это так называемые пакетные приложения, чаще всего — вычислительные задачи. Доля таких задач в общем объеме компьютерных приложений в наше время невелика и постоянно падает. В остальных же случаях, даже если не вспоминать о специализированных управляющих компьютерах, серверы обрабатывают внешние по отношению к ним запросы клиентов, а персональный компьютер — реагирует на действия пользователя.




Локальные сети в последнее время из модного дополнения к компьютерам все более превращаются в обязательную принадлежность любой компании, имеющей больше одного компьютера. Совершенствование аппаратуры и программных средств достигло такого уровня, когда установить и эксплуатировать простейшую сеть может практически любой более или менее грамотный пользователь, тем более что на рынке имеется множество книг, подробно описывающих процесс установки и обслуживания, а последние версии наиболее распространенной операционной системы Windows содержат в себе довольно развитые сетевые средства, так что даже покупать специальное сетевое программное обеспечение совсем не обязательно. То, что раньше было доступно только посвященным, только специально обученным профессионалам, теперь легко может проделать каждый.


Передача информации между компьютерами существует, наверное, с самого момента возникновения вычислительной техники. Она позволяет организовать совместную работу отдельных компьютеров, решать одну задачу с помощью нескольких компьютеров, специализировать каждый из компьютеров на выполнении какой-то одной функции, совместно использовать ресурсы и решать множество других проблем. Способов и средств обмена информацией за последнее время предложено множество: от простейшего переноса файлов с помощью дискеты до всемирной компьютерной сети Internet, способной связать все компьютеры мира. Какое же место во всей этой иерархии отводится локальным сетям?




Средой передачи информации называются те линии связи (или каналы связи), по которым производится обмен информацией между компьютерами. В подавляющем большинстве компьютерных сетей (особенно локальных) используются проводные или кабельные каналы связи, хотя существуют и беспроводные сети. Информация в локальных сетях чаще всего передается в последовательном коде, то есть бит за битом. Понятно, что такая передача медленнее и сложнее, чем при использовании параллельного кода. Однако надо учитывать то, что при более быстрой параллельной передаче увеличивается количество соединительных кабелей в число раз, равное количеству разрядов параллельного кода




Информация в локальных сетях, как правило, передается отдельными порциями, кусками, называемыми в различных источниках пакетами, кадрами или блоками. Использование пакетов связано с тем, что в сети, как правило, одновременно может происходить несколько сеансов связи (во всяком случае, при топологиях «шина» и «кольцо»), то есть в течение одного и того же интервала времени могут идти два или больше процессов передачи данных между различными парами абонентов. Пакеты как раз и позволяют разделить во времени сеть между передающими информацию абонентами.




При связи компьютеров по сети производится множество операций, обеспечивающих передачу данных от компьютера к компьютеру. Пользователю, работающему с каким-то приложением, в общем-то безразлично, что и как при этом происходит. Для него просто существует доступ к другому приложению или компьютерному ресурсу, расположенному на другом компьютере сети. В действительности же вся передаваемая информация проходит много этапов обработки. Прежде всего она разбивается на блоки, каждый из которых снабжается управляющей информацией.




За время, прошедшее с появления первых локальных сетей, было разработано несколько сотен самых разных сетевых технологий, однако заметное распространение получили всего несколько сетей, что связано прежде всего с поддержкой этих сетей известными фирмами и с высоким уровнем стандартизации принципов их организации. Далеко не всегда стандартные сети имеют рекордные характеристики, обеспечивают наиболее оптимальные режимы обмена, но большие объемы выпуска их аппаратуры и, следовательно, ее невысокая стоимость обеспечивают им огромные преимущества. Немаловажно и то, что производители программных средств также в первую очередь ориентируются на самые распространенные сети. Поэтому пользователь, выбирающий стандартные сети, имеет полную гарантию совместимости аппаратуры и программ.




В некоторых публикациях в периодической печати и в сети Internet под защитой информации понимается только часть из возможных и необходимых мероприятий в этом направлении, связанных с профилем работы конкретного коллектива исполнителей. Правильнее понимать под этим термином комплекс мероприятий, проводимых с целью предотвращения утечки, хищения, утраты, несанкционированного уничтожения, искажения, модификации (подделки), несанкционированного копирования, блокирования информации и т.п.




В данной главе мы рассмотрим подробнее два основных алгоритма, применяемых в самой распространенной на сегодняшний день сети Ethernet/ Fast Ethernet. Речь идет о методе управления обменом (методе доступа) CSMA/CD и о методе вычисления циклической контрольной суммы пакета CRC. Эти же самые алгоритмы используются во многих других локальных сетях. Например, метод доступа CSMA/CD применяется в сетях IBM PC Network, AT&T Starlan, Corvus Omninet, PC Net, G-Net и др. Что касается алгоритма вычисления циклической контрольной суммы CRC, то он стал фактическим стандартом для любых локальных сетей. Так что все, о чем говорится в данной главе, относится ко многим локальным сетям.




Толстый коаксиальный кабель представляет собой 50-омный кабель диаметром около 1 см и отличается высокой жесткостью. Он имеет два основных типа оболочки: стандартная PVC желтого цвета (например, кабель Belden 9880) и тефлоновая Teflon оранжево-коричневого цвета (например, кабель Belden 89880). Широко распространены толстые кабели типа RG-11 и RG-8 (отличие между ними состоит в том, что у RG-11 посеребрена центральная жила). Толстый кабель - это самая дорогая среда передачи (примерно втрое дороже, чем другие типы). Зато у толстого кабеля лучше помехоустойчивость, меньше затухание и выше механическая прочность.




Так как сеть Ethernet/Fast Ethernet в настоящее время распространена наиболее широко, ее аппаратура выпускается наибольшим числом производителей и ее перспективы представляются самыми благоприятными, остановимся подробнее на некоторых особенностях ее аппаратных средств. Впрочем, многое из сказанного в этом разделе относится не только к Ethernet, но и к аппаратуре других, менее популярных сетей.


При выборе конфигурации сети Ethernet, состоящей из сегментов различных типов, возникает много вопросов, связанных прежде всего с максимально допустимым размером (диаметром)4сети и максимально возможным числом различных элементов. Сеть будет работоспособной только в том случае, если максимальная задержка распространения сигнала в ней не превысит предельной величины. Эта величина определяется выбранным методом управления обменом CSMA/CD, основанным на обнаружении и разрешении коллизий.




Любое проектирование, как известно, представляет собой сильно упрощенное моделирование еще не наступившей действительности. Именно поэтому предусмотреть все возможные факторы, учесть все потребности, которые могут возникнуть в будущем, практически невозможно, и все самые подробные руководства по проектированию чего бы то ни было имеют не слишком большую ценность. Однако самые общие подходы к проектированию локальных компьютерных сетей все-таки могут быть сформулированы, некоторые полезные принципы такого проектирования могут быть предложены и с успехом использованы. Не стоит только воспринимать их как пригодные для любых практических случаев и достаточные для всех возможных ситуаций.




Модем (сокращение от «модулятор-демодулятор») - это устройство, преобразующее цифровые данные от компьютера в аналоговые сигналы перед их передачей по последовательной линии и, после передачи, производящее обратное преобразование. Основная цель преобразования состоит в согласовании полосы частот, занимаемой сигналами, с полосой пропускания линии передачи. Сигналы могут занимать всю полосу пропускания линии передачи либо ее часть (при частотном разделении каналов, например, в случае организации полностью дуплексного обмена). Кроме того, модемы должны обеспечивать необходимую амплитуду и мощность сигналов для достижения большого отношения сигнал/шум и, как следствие обоих перечисленных факторов (полосы частот и отношения сигнал/шум), возможно большей скорости передачи.




Для официальных формулировок характерно использование целого ряда дополнительных терминов, которые сами нуждаются в определении. Поэтому имеют право на существование менее строгие формулировки при условии, что они однозначно и правильно понимаются каждым, кто их использует. К примеру, RS-232C часто называют последовательным интерфейсом и это соответствует действительности, а вот название «последовательный порт» вряд ли следует назвать корректным, так как оно слишком далеко отступает от официальной формулировки.




В предыдущей главе мы видели, что даже в современном однопроцессорном персональном компьютере происходит множество параллельных процессов: звуковая карта играет, жесткий диск и сетевой интерфейс передают данные, пользователь двигает мышью — работа кипит! А что начнется, если пользователь запустит задание на печать, так и просто страшно подумать. Написание программ, способных работать в среде с множеством параллельно происходящих процессов, представляет собой нетривиальную задачу. На первый взгляд, сложности здесь никакой нет — аппаратура предоставляет нам механизм прерываний. Обработал прерывание — и наступило счастье.






В предыдущей главе мы упоминали о возможности реализовать параллельное (или, точнее, псевдопараллельное) исполнение нескольких потоков управления на одном процессоре. Понятно, что такая возможность дает значительные преимущества. В частности, это позволяет разрабатывать прикладные программы, которые могут исполняться без переделок и часто даже без перенастроек и на одно-, и на симметричных многопроцессорных машинах. Кроме того, многопоточность полезна и сама по себе, хотя и сопряжена с определенными неудобствами (перечисленными в предыдущей главе) при реализации взаимодействия параллельных нитей.




Все без исключения прилохсения вычислительных систем, так или иначе, связаны с использованием внешних, или периферийных устройств. Даже чисто вычислительные задачи нуждаются в устройствах для ввода исходных данных и вывода результата. Без преувеличения можно сказать, что процессор, не имеющий никаких внешних устройств, абсолютно бесполезен. У вычислительных систем первых поколений набор периферийных устройств часто исчерпывался упомянутыми устройствами для ввода исходных данных и вывода результата вычислений, поэтому до сих пор модули ОС, работающие с периферией, называют подсистемой ввода-вывода (input/output subsystem).




Основы компьютерной графики были заложены еще на больших ЭВМ, задолго до появления персональных компьютеров. Ее первые практические применения были связаны с решением задач из области автоматизации проектирования архитектурных и инженерно-технических сооружений. Массовое распространение и непрерывное совершенствование технических характеристик персональных компьютеров и периферийного оборудования способствовало расширению круга задач, при решении которых используется графика. В свою очередь, развитие и усложнение графики стимулирует создание все более совершенного компьютерного видеооборудования. Кроме того, непрерывно расширяется круг специалистов, вовлеченных в программирование и использование графических приложений.


Персональный компьютер (далее ПК или PC) не был бы таковым при отсутствии внешних устройств. К ним относятся различные клавиатуры, "мыши", джойстики, принтеры, сканеры, модемы, звуковые карты, накопители на гибких, жестких, оптических и прочих дисках и, конечно же, мониторы. Пожалуй, наиболее важным из всех внешних устройств является оперативная память, поскольку без нее процессор просто не работоспособен. Вообще, внешним является любое устройство, не входящее в состав процессора (точнее микропроцессора).




Стандарт VESA создавался для того, чтобы графические задачи могли самостоятельно, или при минимальном вмешательстве оператора, настроиться на работу с установленной на ПК видеокартой. В этой главе описано, как производится такая настройка. Любой стандарт оставляет некоторую свободу действий производителям оборудования, поэтому существуют модели видеокарт, которые формально соответствуют требованиям VESA, а фактически их программирование все же имеет специфические особенности. Тем не менее, возможна единая схема, в которую укладывается работа с большинством наиболее распространенных видеокарт. Мы рассмотрим элементы этой схемы работы с видеокартами, а обнаруженные автором отклонения от нее будут специально оговариваться.




В этой главе рассмотрены способы построения простейших графических объектов. В ней описано, как выводить на экран точки, рисовать линии, прямоугольники, рамки и заранее заготовленные рисунки. В большинстве графических приложений эти действия являются основными, и автор счел целесообразным описать логику их выполнения независимо от манипуляций с цветом точек создаваемого изображения.




Работа с цветом является неотъемлемой частью любой графической программы. В предыдущей главе мы почти не затрагивали вопросы, связанные с получением нужного цвета изображения. Это делалось не только для упрощения изложения материала. В большинстве случаев в режимах PPG действия, выполняемые при построении изображения, никак не связаны с цветом выводимых точек. Формирование нужных цветов обычно производится до построения изображения, при этом выполняются специфические действия, которые могут не требовать непосредственной работы с видеопамятью.




При выполнении графических задач на экран выводятся различные текстовые сообщения. Это могут быть названия окон, пояснения к выбранным значкам, информационные строки различного назначения, подсказки оператору и т. п. Программирование вывода текста при работе в графических режимах имеет свои специфические особенности, которые описаны в данной главе. Все видеорежимы делятся на текстовые и графические. Первые предельно упрощают работу с текстом, но исключают возможность работы с рисунками. Вторые позволяют работать только с отдельными точками, из которых, как известно, складываются любые рисунки, в том числе и изображения символов текста. В соответствии с этим данная глава делится на две основные части, в первой описана работа в текстовых режимах, а во второй — в графических.




Манипулятор "мышь" (далее просто мышь) является основным инструментом для поддержки диалога пользователя с задачей при работе в графических видеорежимах. С помощью мыши выбираются и активизируются диалоговые окна, меню или значки на панелях инструментов, выполняются различные манипуляции с рисунками и прочие действия. На экране монитора текущее расположение мыши указывает специальный рисунок, который принято называть графическим курсором (graphics cursor) или указателем мыши (mouse pointer). Он удаляется с одного места и появляется на другом при каждом перемещении мыши. Текущие координаты курсора нужны задаче для выполнения различных действий.






При работе в полноцветных видеорежимах регистры цвета видеокарты не используются, код точки поступает из видеопамяти непосредственно на входы преобразователей код-аналог, выходы которых подключены к монитору. Это исключает необходимость манипуляций с системной палитрой, в которой при работе в режимах PPG хранилась копия содержимого регистров цвета видеокарты. И при построении новых рисунков можно не беспокоиться о том, что использованные в них цвета испортят ранее созданное изображение. Данная глава посвящена особенностям программирования для режимов direct color. В ней описаны способы кодирования цвета, пересчет координат точек в адреса видеопамяти, манипуляции с точками и построение рисунков. В последнем случае особое внимание уделено преобразованиям кодов точек образа рисунка в формат, соответствующий видеорежиму.




В прикладных графических задачах целесообразно работать с файлами BMP и PCX, поскольку хранящееся в них изображение либо не упаковано (BMP), либо распаковывается достаточно просто (PCX). Немаловажен и тот факт, что в этих форматах хранится множество рисунков, предназначенных для оформления рабочей области экрана. Если же выбранный рисунок хранится в файле, имеющем тип (расширение) GIF или JPG, то его можно преобразовать в используемый задачей формат с помощью графического редактора. BMP является основным форматом графических файлов для Windows и ее приложений, поэтому автор счел целесообразным вынести описание работы с ним в данное приложение и обсудить особенности файлов, встречающихся на практике. Имена полей заголовка взяты из справочника Борна








Оперативная память (ОЗУ, RAM) является одним из важнейших ресурсов персонального компьютера. В англоязычной технической литературе вы можете встретить три термина, характеризующие тип памяти, а именно: conventional memory, extended memory И expanded memory. У современных ПК они относятся к разным частям одного физического устройства и являются характеристиками способа доступа к этим частям. Различие способов доступа к отдельным частям памяти является специфической особенностью (родимым пятном) и одним из существенных недостатков семейства IBM PC. В чем именно оно заключается, описано в данном приложении.




Использование подпрограмм (subroutine) или процедур (procedure) является одним из универсальных приемов программирования. Возможность работы с ними предусмотрена во всех языках программирования. Изначально идея заключалась в следующем: неоднократно выполняемые действия оформляются в виде самостоятельного фрагмента программы так, чтобы к нему можно было обратиться из любой ее точки и затем вернуться назад. Со временем эта идея развилась, появилась категория процедур, текст которых не описывается в программе, а готовится заранее, хранится вспециальных библиотеках и доступен для любых программ. В комплект компиляторов с алгоритмических языков обычно включены библиотеки, содержащие процедуры различного назначения, в том числе и для работы с новым периферийным оборудованием.




Драйвер (driver) представляет собой специализированный программный модуль, управляющий внешним устройством. Слово driver происходит от глагола to drive (вести) и переводится с английского языка как извозчик или шофер: тот, кто ведет транспортное средство. Драйверы обеспечивают единый интерфейс для доступа к различным устройствам, тем самым устраняя зависимость пользовательских программ и ядра ОС от особенностей аппаратуры. Драйвер не обязательно должен управлять каким-либо физическим устройством. Многие ОС предоставляют также драйверы виртуальных устройств или псевдоустройств — объектов, которые ведут себя аналогично устройству ввода-вывода, но не соответствуют никакому физическому устройству.


Одним из первых внешних устройств после клавиатуры и телевизора, которые перечисляются в любом руководстве по персональным компьютерам для начинающих, является магнитный диск. Вообще говоря, вместо магнитного диска в наше время может использоваться и какая-то другая энергонезависимая память, например, флэш или файловьш сервер, но наличие такой памяти является очень важным. Ведь вы же не будете набирать вашу программу каждый раз при новом включении компьютера. Правда, на 16-разрядных машинах такое еще было возможным; автору доводилось слышать легенды о людях, которые могли по памяти набрать на консольном мониторе PDP-11 тетРисунок




По мере компьютеризации общества в электронную форму переносится все больше и больше данных, конфиденциальных по своей природе: банковские счета и другая коммерческая информация, истории болезни и т. д. Проблема защиты пользовательских данных от нежелательного прочтения или модификации встает очень часто и в самых разнообразных ситуациях — от секретных баз данных Министерства обороны до архива писем к любимой женщине. Причин, по которым пользователь может желать скрыть или защитить свои данные от других, существует очень много, и в подавляющем большинстве случаев эти причины достойны уважения.




В данном приложении приводится краткое изложение истории семейств современных ОС и обзор архитектур наиболее важных представителей каждого из семейств. В отличие от остальной книги, при выборе тем для обсуждения автор руководствовался не интересностью или поучительностью конкретных архитектурных концепций, а распространенностью и практической важностью входящих в то или иное семейство программных продуктов.


Буквы ХР в названии новой версии популярной операционной системы Windows являются частью английского слова eXPerience, которое переводится как жизненный опыт, знания. При создании операционной системы Windows XP использован многолетний опыт разработчиков самых популярных компьютерных программ и систем, а также знания, накопленные в результате общения с многочисленными пользователями. Без сомнения, новая версия Windows является значительным шагом вперед, по сравнению с предыдущими версиями.




Проводник в английской версии операционной системы называется Windows Explorer, что можно перевести как “Исследователь Windows”. Действительно, с помощью проводника вы можете исследовать все диски и папки вашего компьютера, а также локальную сеть, к которой подключен ваш компьютер и даже Интернет. Проводник является удобным инструментом для работы с файлами вашего компьютера. При работе с этой программой содержимое вашего компьютера представлено в виде иерархического дерева. При этом вы можете видеть содержимое каждого диска и папки, как на вашем компьютере, так и на тех компьютерах, которые связаны с вашим по компьютерной сети.




Хотя еще недавно много говорили о безбумажных технологиях, время показало, что традиционные документы используются так же широко, как ранее. С помощью различных программ создают и редактируют документы, после чего их распечатывают на принтере. Подготовив текстовый документ, бланк, рисунок, график, диаграмму или любой другой документ с помощью какой-то программы, вы можете отправить его на печать. С помощью принтера создается бумажная копия документа. Для печати документа в большинстве программ достаточно нажать кнопку на панели инструментов или выбрать команду меню Файл * Печать (File * Print).




Если при работе с Windows XP у вас возникают какие-либо вопросы или трудности, система поможет вам быстро и легко найти ответы на многие ваши вопросы. Кроме того, что каждая программа обладает своей системой подсказок, существует общее справочное руководство по Windows XP. К этому руководству можно обратиться, выбрав команду главного меню Справка и поддержка (Help and Support). Будет запущена справочная служба операционной системы Windows XP (Рисунок 4.1). Появившееся окно напоминает Web-страницу Интернета. Оно красиво оформлено и содержит ссылки на различные темы. Кроме того, предусмотрено поле ввода для поиска справочной информации.




В состав Windows ХР включено несколько программ обеспечивающих работу с текстами и рисунками, доступ в Интернет, редактирование и прослушивание звуковых файлов, создание и просмотр видеоклипов. Для многих действий вам не понадобиться устанавливать дополнительных программ, вы сможете обойтись средствами, включенными в состав операционной системы Windows ХР.




В состав операционной системы Windows XP входят простые и удобные средства для работы с графическими файлами. Вам не потребуется помощь никакой дополнительной программы, чтобы получить изображение со сканера или цифровой фотокамеры, нарисовать простой рисунок, отредактировать готовую иллюстрацию и распечатать результат на принтере. Программы, входящие в поставку Windows помогут вам в работе с рисунками. Простые операции над изображениями в системе выполняются без использования какой-либо специальной программы. Просто нужно поместить графические файлы в специальную папку Мои рисунки (My pictures). Познакомимся с возможностями этой папки.




Последнее десятилетие отмечено бурным развитием Интернета. Наша страна также переживает Интернет-бум. Любая фирма сейчас должна иметь свою страницу в Интернете, а без адреса электронной почты вы не сможете полноценно общаться с вашими деловыми партнерами. Сегодня работа в сети Интернет превратилась из деятельности особого рода в каждодневную работу множества людей, и компьютерная грамотность уже не мыслима без умения использовать Интернет. Поэтому в состав операционной системы Windows XP включен ряд средств для работы в Интернете.




Современная работа за компьютером немыслима без средств мультимедиа, поэтому в состав операционной системы Windows ХР включены разнообразные средства для работы со звуком и изображениями. Давайте рассмотрим основные возможности системы по работе с аудио и видео.


В состав стандартных программ Windows XP входит ряд программ, которые помогают решать возникающие при работе проблемы. Такие программы принято называть служебными программами или утилитами. Кроме служебных программ в этой главе будут рассмотрены некоторые другие вспомогательные программы.




Современные компьютерные игры довольно сложны и громоздки, однако в составе Windows есть несколько простых игр, которые помогут вам отвлечься от монотонной работы за компьютером и поднимут вам настроение. Чтобы запустить любую игру, входящую в состав Windows, необходимо выбрать команду главного меню Другие програимы * Стандартные * Игры (More Programs * Accessories * Games) и выбрать одну из игр в открывшемся вспомогательном меню. Для тех, кто любит раскладывать пасьянсы, Windows предлагает несколько игр. Давайте рассмотрим эти игры.




С помощью операционной системы Windows XP вы можете организовать совместную работу группы пользователей. При этом возможна работа пользователя на компьютере, подключенном к компьютерной сети или работа нескольких пользователей на одном компьютере.




Использование переносных компьютеров, часто называемых ноутбуками (Notebook - блокнот), позволяет людям работать с ними в любом месте. Эти компьютеры, еще называемые блокнотными, имеют малые габариты и массу, могут работать как от электрической сети, так и от батарей. Несмотря на малые габариты, ноутбук - это полноценный компьютер, мощность которого в общем случае хоть и уступает современным настольным компьютерам, но незначительно.




Одной из полезных возможностей Windows XP является средство восстановления системы. Изменения в оборудовании компьютера, его настройках, установка новых программ или другие причины, могут привести к его неправильной работе. Используя утилиту восстановления системы, вы можете вернуть компьютеру рабочее состояние путем отмены изменений его конфигурации и восстановления потерянных файлов.




Кроме широкого набора средств для работы с удаленными компьютерами по сети, Windows XP позволяет работать в качестве удаленного терминала, например, вы можете работать с компьютером, расположенным у вас на работе, находясь у себя дома. Более гибкая система управления работающими программами позволяет легко запускать и останавливать работу программ. Кроме того, наличие режима совместимости позволяет вам не беспокоиться, что программы, с которыми вы успешно работали в предыдущих версиях, не будут работать в Windows XP.




Если Windows XP уже установлена на компьютере, информация данной части вам может и не понадобится. Однако для повышения удобства и эффективности работы с системой желательно изменить настройки, принятые по умолчанию. Поэтому о настройке мы рекомендуем вам прочитать обязательно.




Система Windows XP имеет широкий набор возможностей по изменению внешнего вида рабочего стола. Вы можете изменить внешний вид системы до неузнаваемости. В этой главе мы рассмотрим основные подходы к настройке системы, ни в коем случае не претендуя на полноту охвата темы.




По умолчанию, когда свободными остаются менее 10% пространства на любом из логических разделов жесткого диска, Windows проинформирует вас об этом появлением иконки в области уведомлений (правый нижний угол панели задач — там, где располагаются часы и ярлыки для быстрого запуска программ) вместе с сообщением о нехватке свободного места на винчестере. В том случае, если Windows (излишне перестраховываясь) мешает вашей работе постоянным появлением предупреждений подобного рода, вы можете изменить порог (в процентном отношении) выдачи данного сообщения.







Консультирование

<

Содержание раздела