Первые шаги к мужественности и женственности
В сексологии, как и в любой науке, есть своя азбука. Трудно понять и разобрать для себя ее основные положения, не зная о девяти детерминантах половой принадлежности (слово «детерминанта» переводится как «определитель»).
Первая группа половых детерминант включает в себя генетический пол, гонадный пол, гаметный пол, гормональный пол и морфологический пол. Разберем каждый из них в отдельности.
Генетический пол человека зависит от того, какие клетки участвовали в оплодотворении. Известно, что в каждой человеческой клетке 23 пары хромосом. И только половые клетки несут половинный хромосомный набор. При этом мужские половые клетки могут иметь «у», а могут «х» хромосомы. Женская половая клетка всегда несет в себе «х» хромосому. При встрече двух «х» закладывается плод женского пола, при встрече «у» и «х» — мужского.
Дальнейшее развитие плода в «мальчика или девочку» зависит от множества факторов. И первый из них — нормальный гормональный фон матери. Под действием ее гормонов формируются собственные половые железы плода. Иногда в результате болезни матери может произойти мутация (изменение генного кода), и у существа, изначально запрограммированного природой мальчиком, начнут проявляться половые признаки девочки, хотя половые железы (гонады), определяющие гонадный пол, остаются мужскими. Таким образом произойдет нарушение полового развития. Впоследствии человек будет настойчиво обращаться к врачам, владеющим тончайшими методами перемены морфологического пола. К счастью, это встречается редко. Как правило, генетический и гонадный пол совпадают с морфологическим полом.
Гаметный пол определяется способностью индивидуума продуцировать гаметы — сперматозоиды или яйцеклетки. Он тесно связан с уже упомянутым гонадным полом, который во многом определяет и гормональный пол — способность организма вырабатывать андрогены и эстрогены. Однако обеспечение половыми гормонами зависит не только от гонад, но и от других желез внутренней секреции, в частности от надпочечников. Нарушение функции этого парного органа в результате некоторых заболеваний или физиологического старения организма влияет на сексуальный статус человека.
Достаточно привести такой хорошо известный пример: многие пожилые люди приобретают черты противоположного пола. У старичков иногда отмечается тоненький, почти девичий голос, а на лицах старушек появляется бородка.
Морфологический пол складывается из совокупности первичных и вторичных половых признаков: строения генитальных органов, типа оволосения, формы молочных желез и т. д.
Гражданский пол документирует акушерка в родильном доме. Детерминанты с первой по пятую (генетический, гонадный, гаметный, гормональный и морфологический пол) определяют половую принадлежность человека, в то время как детерминанты с шестой по девятую (гражданский пол, пол воспитания, половое самосознание и половая роль) обуславливают определенные формы полового поведения. Однако не всегда половая принадлежность соответствует половому поведению. В этих случаях проблема переходит из области чисто биологической в социальную и, значит, становится предметом, интересующим в том числе и педагогов. Ее острота во многом зависит от того, насколько правильно был сформирован пол воспитания.
В большинстве стран мира общественный уклад диктует следующие направления воспитания: девочка — будущая мать и хозяйка дома, мужчина — защитник и кормилец семьи.
На протяжении многих веков воспитание мальчиков и девочек происходило в однополых группах. Расставшись в раннем детстве, будущие продолжатели рода человеческого встречались для общения уже в предсвадебный период. Зачастую душа представителя противоположного пола виделась им своеобразной «терра инкогнита» (неизвестная земля). Некоторые люди, прожив долгую совместную жизнь, родив и воспитав детей, так и оставались друг другу духовно чужими. Не стоит слишком далеко ходить за примером, углубляться в историю человечества. Достаточно вспомнить, что в нашей стране до 1954 г. существовала система раздельного обучения мальчиков и девочек, хотя, конечно, во внеурочное время дети встречались и общались.
У любой медали — две стороны. У раздельного обучения можно отметить свои плюсы и минусы.
Девочка была менее доступной, более загадочной и, значит, более желанной. Мужские компании были крепче, мужественность почиталась и уважалась. Существовала иная система ценностей. Юношу воспринимали не с точки зрения «сколько ты стоишь?», а по-иному — «чего ты достоин?». Интимная жизнь подростка 50-х гг. была более целомудренной, подчиненной морали взрослых, полоролевые функции обретали новую окраску и особую значимость после звона свадебных колоколов. Но... закомплексованность, закрепощенность в сексуальных отношениях, безрадостные «грехи на стороне» как попытка расцветить будничную законную интимную жизнь, вслед за этим огласка, развод, иногда под давлением родственников, возмущенных супружеской неверностью, — это тоже последствия раздельного воспитания.
Конвенционная, соглашательская, сексологическая мораль пятидесятых, сформированная еще в сороковых, была одной из самых уродливых за все семьдесят лет существования советской власти. В середине сороковых, после войны, осталось множество одиноких женщин. Те, к кому судьба была милостива и кто дождался мужа с фронта, понимали, каким ценным, но ненадежным богатством — спутником жизни — они обладают. И конечно, пытались всеми силами сохранить свое сокровище возле себя. В одиночку это было трудно. Вот тогда-то и возникали беспрецедентные по своей жестокости собрания, на которых вызывалась незамужняя, но беременная женщина и где происходили безобразные сцены допроса на тему: «Как посмела и кто отец?» Отголоски этого вопиющего нарушения прав женщин иметь ребенка тогда, когда она этого захочет, и от того партнера, которого она выбрала, донеслись и до шестидесятых годов.
Семидесятые годы предложили нашему обществу другую крайность. Пришедшее к нам с некоторым опозданием движение хиппи, детей, восставших против морали родителей, породило феномен отравления свободой. Все принадлежали всем. Духовность выхолащивалась из интимных отношений, был провозглашен лозунг всеобщей ответственности за коллективное деяние, в том числе и за коллективное отцовство, что в конечном итоге породило безответственность и сиротство.
Чем же характеризуются взаимоотношения сегодняшних подростков с сексологической точки зрения? Как ни странно, модой на моногамность — стремление к единопартнерству. Кроме того, эротичность все больше феминизируется и маскулинизируется (феминность — женственность, маскулинность — мужественность).
Здесь позволю себе пояснить следующее: сексуальные проявления имеют три стадии. Первая называется платонической и включает в себя намеки, взгляды, речевые формы общения. Эротическая стадия самая многоплановая. Масса предметов материальной культуры может быть отнесена к эротическим символам: запахи духов, модная одежда, возбуждающая музыка. Контакты между двумя людьми — объятия, поцелуи, ласки — тоже эротика. Третья стадия — коитальная («коитус» с латинского переводится как «соитие»).
Не будем останавливаться на первой и третьей стадиях. Попробуем рассмотреть эротическую стадию и ее взаимосвязь с педагогикой. Возьмем самое простое — моду. Сейчас в большинстве школ нет формы. Хорошо это или плохо? Наверное, все же хорошо. Если вспомнить классическую девичью форму, состоявшую из пропотевшего коричневого платья и перетягивающего диафрагму фартука, то отмена этих атрибутов явно пошла девочкам на пользу. Кстати, степень эротичности описанной модели была весьма высока: подчеркнутая талия, вздымающиеся при вдохе крылья фартука, кокетливо прикрывающие молочные железы старшеклассниц, беленькие воротнички, охватывающие нежные шейки. Все это волновало сверстников мужского пола. И это хорошо! Здоровая эротика — необходимая часть эмоциональной жизни подростка. Синие костюмы, сменившие коричневые платья, были гигиеничнее — блузки можно менять. Школьная мода сегодняшнего дня определяется двумя принципами: «кто что достал» и «кто во что горазд».
Степень эротичности зависит от вкуса и уровня общей культуры. И то и другое вполне можно воспитать в школе. Короткий вывод, которым никого не хочу обидеть: если девочки в школе одеты красиво, со вкусом, изящно, элегантно — это показатель хорошей работы педколлектива.
Если же по рекреациям бродят представительницы прекрасного пола в спущенных гармошкой колготках, мятых юбках, то это, хотите или не хотите, свидетельство и невысокого профессионализма педагогов.
Воспитание феминности, женственности — это не только уроки домоводства, где из старых фартуков шьют новые прихватки. Это стремление научить девочку ощущать свою женскую сущность. Нужно не только уделять внимание ее внешнему виду, но и воспитывать у нее феминное поведение. Так, тяжелое ведро с водой должны нести до туалета не три девочки, а один крепкий здоровый парнишка. С другой стороны, требовать от этого парнишки, чтобы он с девичьей аккуратностью протирал листочки фикуса, — значит унижать его мужское достоинство.
Восьмая половая детерминанта называется половым самосознанием. Оно обусловлено всеми предыдущими детерминантами. Однако может быть, что мальчик физически здоров, первые шесть детерминант у него соответствуют гражданскому полу, но ребенок изуродован воспитанием в семье. Часто подобное случается с поздними детьми. Не воспитали в парне маскулинность: потребность защищать и брать на себя ответственность. В результате искривляется половое самосознание. В 16 — 18 лет человек не чувствует себя мужчиной. К чему ведет подобное нарушение? Бывает, что к психологической импотенции, неспособности к интимной жизни с женщиной, а случается, и к гомосексуализму — удобней и комфортней ощущать себя существом зависимым, но защищенным.
Причины извращения сексуального самосознания могут быть связаны и с патологией. Но чаще всего самосознание нарушено в результате отрицательного воздействия социума. Автоматически из сексуального самосознания вытекает и последняя детерминанта — половая роль с выбором сексуального партнера.
Что же могут сделать школьные педагоги в процессе воспитания личности для правильного формирования у нее полового самосознания?
Во-первых, внимательно относиться к физиологическим показателям взросления человека, а в случае задержки его полового развития обратить на это внимание родителей и медиков.
Во-вторых, проводить дифференцированное половое воспитание. Помнить о том, что роль «Ученик» заканчивается за порогом класса. В коридоре во время перемены, да и во все остальное время роли меняются, перед нами уже — Мальчик и Девочка.
Кстати, о том, что перед нами мальчики и девочки, неплохо помнить на уроке. Так, например, мальчикам в силу чисто физиологических причин трудно сидеть на месте сорок пять минут. Нужны физкультурные паузы. Не столь существенно, как четко мальчики и девочки будут повторять за дежурным несложные упражнения, главное, что они встанут и произойдет некоторое перераспределение притока крови к органам.
В-третьих, в воспитании здорового полового самосознания огромная роль принадлежит словесному разбору интимных сторон жизни человека. Правильное сексуальное воспитание, полученное в школе, удерживает подростка от совершения сексуальных преступлений. Каждый педагог должен не просто знать, что такое гомосексуализм, проституция, венерические заболевания, изнасилования, противозачаточные средства, аборт и т. п., он обязан грамотно и спокойно обсудить с ребятами эти понятия на своих классных часах. Главное — преодолеть собственное ханжество и научиться владеть собой при беседах на интимные темы. Уровень бесед зависит от возраста учеников.
Вопросы и задания:
1. Охарактеризуйте детерминанты пола.
2. Какие стадии сексуальности вам известны?
3. Приведите примеры отрицательного и положительного влияния общественной морали на личную жизнь человека.
4. Как вы понимаете феминность и маскулинность?