Школа и семья
Школьная подготовка к интимной жизни в семье — задача и ответственная и сложная. Брак эволюционирует, и каждый этап развития общества вносит свои изменения в структуру семьи и ее функции.
Кардинальные изменения во второй половине XX века произошли в различных странах по разным причинам, но везде коснулись половых ролей, механизмов социализации, критериев брачного подбора, модели взаимной (как бытовой, так и сексуально-эротической) адаптации. Для того чтобы ознакомить, хотя бы в общих чертах, 17 — 18-летних с основными аспектами межличностных отношений супружеской пары, педагог должен быть достаточно хорошо знаком с ними.
Особенностью настоящего периода развития общества является изменение положения женщины. Эмансипация, возросшая экономическая независимость, улучшение жизненных стандартов повысили значение межличностной совместимости в семье. Отпали некоторые мужские функции, которые ставили в зависимость от мужа само витальное (жизненное) существование женщины: в большинстве стран отпала необходимость оборонять семью и жилище от врагов, выполнять тяжелую хозяйственную работу — заготовку топлива, воды, ручную вспашку и пр. Резко возрос образовательный уровень женщин. В связи с этим возросли взаимные требования к партнерам, а наряду с этим повысилась неудовлетворенность брачными союзами, что нашло свое объективное отражение в росте разводов. Этот факт заставил ученых различных специальностей провести анализ причин распада семьи и разработать некоторые механизмы, с помощью которых люди могли бы сами не только на эмоциональном, но и на научном уровне подходить к каждой отдельной ситуации.
Остановимся на проблеме брачного клиринга.
Слово «клиринг» происходит от английского слова «clear» — чистый, ясный, свободный. Так называют разработку путей подбора брачного партнера, отвечающего потребностям двух участников поиска. В основе подбора лежит информационная природа. Современная сексология так определяет этот процесс: «Любовь с первого взгляда — это соотнесение двух образов, ожидаемого и наличного, с преобладанием неинформированности.
Знакомство на работе — соотнесение двух объектов при неполной информации. Сватовство — соотнесение объектов при определяемой интересами маклера (свахи) дезинформации».
Научный брачный клиринг опирается на достижение теории информации, социальной психологии и сексологии его концепция основывается на исходном положении о полифункциональности брачного союза, призванного объединить материально-экономические, культурные, сексуальные потребности партнеров в условиях тесного и длительного контакта.
Существует пять факторов брачного клиринга: физический, материальный, культурный, сексуальный и психологический. Они могут быть как положительными, так и отрицательными.
Физиологический фактор имеет сугубо интуитивный характер. Это индивидуальная и глубоко личностная реакция одного человека на другого. Один из партнеров может привлечь другого лицом, фигурой, пластикой, запахом, голосом, поведением, мимикой, манерой одеваться. Этот фактор является в большинстве случаев первичным и обладает довольно высокой устойчивостью, может подвергаться незначительным модификациям при длительном общении (выработка терпимости к недостаткам, усиление симпатии, основанной на достоинствах).
У всех людей, независимо от возраста, физический фактор весьма тесно связан с сексуальным, однако у молодых людей это выражается ярче, в то время как у людей среднего возраста физический фактор может в весьма значительной степени подчиняться культурному.
Физический фактор может играть решающую роль в сохранении или распаде брачного союза. Например, в тех случаях, когда какая-либо внешняя деталь обретает значение фетиша, превращается в предмет поклонения: мне необходимо слышать этот голос, говорит себе один из партнеров и закрывает глаза на несоответствие всех других факторов. Что же касается отрицательного действия, то классический пример можно взять из русской литературы: Анна Каренина всегда знала, что у ее мужа отвратительная форма ушей, но особенно раздражать они ее стали только после встречи с Вронским.
У молодых людей физический фактор во многом определяется стереотипом красоты в данной этногруппе в данное время. Во времена маркизы Помпадур мужчины с внешностью сегодняшних кумиров типа Сталлоне служили конюхами, а светские дамы влюблялись в мужчин, напоминающих увеличенные фарфоровые статуэтки. Люди более взрослые опираются в своих пристрастиях на собственные представления о красоте, зачастую их эталоны, не совпадая с современными, соответствуют эталонам их молодости. Вот почему девушка с «устаревшей внешностью» имеет шансы выйти замуж за человека «постарше и с положением». Она — его молодость.
Сексуальный фактор зависит от соответствия реальной программы интимной близости каждого из партнеров ожиданиям другого, он подвержен многим влияниям, в том числе возраста и состояния здоровья. При этом необходимо помнить, что модели мужской и женской сексуальности не тождественны как в качественном, так и в возрастном плане.
Большое значение в совпадении притязаний партнеров имеет сексуальная мотивация. Если один из них вступает в интимный контакт только для снятия физического напряжения, а другой ищет удовольствия, то можно с достаточной твердостью предсказать сексуальную дисгармонию.
Материальный фактор определяется вкладом в общий материальный статус семьи и соответствием этого ожиданиям и требованиям другого партнера. Соответствие может быть высоким, как при больших требованиях и их удовлетворении, так и при незначительном вкладе и небольших требованиях. Таким образом, материальный фактор в значительной мере зависит от его места в ряду ценностных ориентации личности. Его практическая оценка осуществляется соотнесением доходов и учетом взаимных претензий.
Культурный фактор определяется соотнесением материально-культурных запросов супругов. Его практическая оценка осуществляется соответствием образовательных индексов, профилей работы, заполнением досуга, а также учетом взаимных упреков и претензий в этом плане.
Все рассмотренные выше факторы взаимосвязаны друг с другом.
Это иллюстрируется, например, таким показателем, как употребление косметики. Косметика — модификатор физического фактора, призванный подчеркнуть достоинства, убрать недостатки или просто создать дополнительный привлекательный компонент личности. Однако лица, пользующиеся косметикой, довольно часто забывают о том, что она весьма существенно коррелирует с культурным и сексуальным факторами. Умелое пользование косметикой подчеркивает вкус и общую культуру человека.
Особое место в системе клиринга занимает психологический фактор. Это — фактор-коллектор, в нем фокусируются все другие, и в то же время именно он определяет целостность человеческого поведения. Психологический фактор — это соотнесение особенностей обоих супругов, их характеров, темпераментов и половых притязаний. В психологии давно известны тесты на совместимость темпераментов людей, выполняющих совместную работу. «Уживчивость» супругов тоже во многом зависит от того, насколько совпадают их темпераменты. Так, флегматик уживается практически со всеми, кроме сангвиника. Большая выносливость в трудных ситуациях флегматичного супруга может вызвать постепенное накопление раздражения у сангвиников. Не уживаются два сангвиника, так как оба начинают претендовать на лидирующую роль: такой брак распадается, как правило, без особых драм. Бурный темперамент двух холериков порой просто мешает созданию семьи. Очень тяжело складываются личностные отношения меланхолика с меланхоликом и сангвиником. С холериком он просто несовместим. Идеальным по темпераменту партнером для него является терпеливый флегматик. Педагоги, знакомые с теорией совместимости темпераментов, могут продолжить этот сравнительный ряд.
Тесты на сексуальную аутоидентификацию
Предлагаемые тесты на сексуальную аутоидентификацию — на определение степени своей собственной сексуально-психологической зрелости — являются международными и рекомендуются как для групповой, так и для индивидуальной работы с учащимися 13—18 лет. Методика работы может быть следующей: учитель просит учащихся приготовить чистые листы бумаги, заранее предупредив, что подписывать работы не нужно, что он их проверять не будет.
Анонимность данного теста — его первое и. обязательное условие. На листочке записывается только цифровое значение вопроса и буквенное обозначение ответа. На один вопрос нужно выбрать только один ответ, который либо полностью соответствует мнению учащегося, либо ближе всего по значению к его представлению о предмете или явлении. Учитывая интимность темы, преподавателю лучше стоять во время чтения вопросов и ответов так, чтобы учащиеся не чувствовали на себе его взгляд.
После заполнения столбиков «вопрос — ответ» преподаватель зачитывает цену каждого ответа и предлагает учащимся вычислить сумму, заранее предупредив, что не стоит сравнивать получившиеся результаты с результатами товарища.
Затем зачитываются варианты ответов в соответствии с суммой баллов. У подростков обычно она составляет 74 — 48. Это возрастная норма. У учащихся старших классов сумма ближе к 74, у ребят помоложе — к 48.
Дети часто подходят к педагогу с вопросом: «У меня столько-то очков. Это нормально?» Ответ должен быть всегда один: «Да». Основная задача предлагаемого теста — дать возможность учащимся задуматься над проблемой: «Место сексуальности в системе человеческих взаимоотношений».
Необходимо также дать понятие слова «партнер», пояснив детям, что имеется в виду человек, с которым связывается взаимный интерес. Глубина отношений в расчет не принимается. Вы, уважаемый коллега, вполне можете применить к себе этот тест. Возможно, некоторые вопросы помогут вам разобраться в себе.
1. Наличие постоянного партнера, по твоему мнению, должно принести тебе:
а) разнообразие;
б) чувство защищенности;
в) признание окружающих;
2. Тот, у кого есть постоянный партнер:
а) уравновешеннее, чем другие;
б) скорее несчастен;
в) испытывает целый калейдоскоп различных чувств;
3.
Человек твоей мечты должен:
а) иметь такие же интересы, что и ты;
б) не иметь с тобой ничего общего;
в) прежде всего хорошо выглядеть.
4.
Сколько времени тебе нужно общаться с твоим партнером, прежде чем ваши отношения станут интимными:
а) один вечер;
б) пока я не полюблю его (ее);
в) пока я не начну доверять ему (ей).
5.
Что, скорее всего, может послужить причиной разрыва:
а) ревность;
б) скука;
в) ссора из-за пустяка;
г) измена;
д) привычка;
е) несовместимость с его (ее) компанией.
6. Насколько важен для любви возраст:
а) любви все возрасты покорны;
б) настоящая любовь возможна лишь после 18 лет;
в) любовь возможна лишь после нескольких разочарований.
7.
Карнавал — это:
а) возможность хорошенько пофлиртовать;
б) возможность для измены;
в) возможность для тебя и для партнера как следует развлечься;
г) в любом случае просто дурацкий праздник.
8.
Ты идешь с двумя друзьями по улице. Где твое место:
а) посередине;
б) крайним слева;
в) крайним справа;
г) неважно где.
9.
Легко ли тебе говорить о вещах, связанным с сексом:
а) да;
б) нет;
в) только с партнером.
10. Твоя реакция, если тебе не повезет в любви:
а) тут же начну искать себе кого-нибудь другого;
б) начну скорбеть по потерянному счастью;
в) буду искать утешение в компании.
11.
Ребята:
а) стремятся к сексу больше, чем девочки;
б) не хотят длительных отношений;
в) так же чувствительны, как и девочки.
12.
Когда ты используешь выражение «Я люблю»?
а) никогда;
б) часто и с удовольствием;
в) только в момент интимности.
13.
В каких ты отношениях со своими родителями?
а) в хороших;
б) по-разному бывает;
в) в плохих.
14.
Веришь ли ты в любовь с первого взгляда?
а) да;
б) нет;
в) может быть.
15.
Трудно ли тебе заплакать в присутствии твоего партнера?
а) да;
б) нет;
в) в зависимости от ситуации.
16. Когда ты видишь себя в зеркале, то:
а) у тебя улучшается настроение;
б) ты до смерти пугаешься;
в) у тебя появляется желание корчить рожи.
17. Если ты с кем-то навсегда расстался:
а) он полностью перестает для тебя существовать;
б) он останется твоим хорошим другом;
в) у тебя появляется враг на всю жизнь.
18. По части секса твой партнер должен быть:
а) опытнее, чем ты;
б) так же опытен, как и ты;
в) иметь довольно мало опыта.
19. Какое место занимает для тебя в любви секс?
а) секс важен;
б) это самое главное;
в) секс имеет второстепенное значение.
20. Какой предмет мог бы стать для тебя символом большой любви?
а) скала;
б) река;
в) солнце;
г) цветок;
д) широкая лента;
е) золотая цепочка.
Таблица подсчета очков
1. а – 4; б – 2; в – 0 2. а – 3; б – 2; в – 5 3. а – 5; б – 4; в – 1 4. а – 1; б – 3; в – 5 5. а – 4; б – 3; в – 3; г – 1; д – 2; е – 3; 6. а – 1; б – 5; в – 3 7. а – 4; б – 3; в – 2; г – 1; 8. а – 5; б – 2; в – 4; г – 3; 9. а – 6; б – 1; в – 3; 10. а – 1; б – 2; в – 5; |
11. а – 2; б – 3; в – 4; 12. а – 1; б – 4; в – 3; 13. а – 2; б – 4; в – 6; 14. а – 1; б – 5; в – 3; 15. а – 1; б – 6; в – 3; 16. а – 6; б – 1; в – 3; 17. а – 5; б – 1; в – 2; 18. а – 1; б – 4; в – 2; 19. а – 5; б – 3; в – 1; 20. а – 2; б –5; в – 6; г – 4; д – 3; е – 1. |
99 — 75 очков: Ты уже «созрел» для того, чтобы иметь постоянного партнера, а может, уже и «перезрел». Может быть, ты уже связан с кем-нибудь прочными отношениями или ты все еще лишь мечтаешь об этом? Это неважно.
Ты считаешь, что самоутвердиться ты можешь лишь при наличии друга (подруги). «Мы» для тебя важнее, чем «Я». В одиночку ты чувствуешь себя так же, как листок на ветру. Тебе недостает здорового эгоизма. Признайся, ведь тебе уже несколько раз казалось, что тебя просто использовали? Это чувство приходило после того, как рушилась очередная «любовь»? Уделяй больше внимания собственным интересам — это относится и к любви. Ведь любовь в том и заключается, что сходятся два совершенно разных человека — у каждого свои интересы, цели и желания.
74 — 48 очков: Ты отлично разбираешься во всем, что касается взаимоотношений с противоположным полом. Ты берешь на себя ответственность за самого себя и за свои поступки и всегда готов прийти на помощь партнеру. Ты обо всем можешь говорить открыто — даже о таких вещах, как сексуальность, сексуальные желания или предохранение. Ты умеешь добиваться того, чего хочешь, однако всегда чувствуешь, когда можно и нужно уступить. Все отлично. Так держать! Однако тебе не следует задирать нос: помни, что в этих делах никогда в жизни нельзя постичь всего. Всегда находится что-то новое, то, чего ты еще не знаешь и чему тебе придется учиться. И это счастье, что в этой области никому из нас не дано достичь абсолютного совершенства.
47 — 22 очка: Постоянный партнер? Тебя бросает в дрожь от одной мысли об этом. Ты еще не готов к серьезным отношениям. Может, потому, что ты еще слишком молод? Или немножко эгоист? А может, потому, что хочешь еще поэкспериментировать, пособирать жизненный опыт. Для тебя и речи не может быть о том, чтобы иметь постоянного партнера. Наоборот, у тебя есть сотня убедительных аргументов против этого: ущемляет свободу, делает несчастным, заставляет считаться с кем-то, вынуждает уделять меньше внимания собственным интересам и друзьям. Все это действительно может, однако совершенно не должно быть именно так. Любовь может принести тебе внутреннее обогащение. Полностью отказаться от этого чувства неразумно и невыгодно.
Словарь некоторых терминов
Девиации половые —
отклонение от общепринятых в данном обществе норм полового поведения.
Инверсия влечения —
направленность влечения на одноименный пол. Инцест — половые отношения с кровными родственниками.
Коитальный — возникающий при половом акте.
Либидо — половое влечение.
Мастурбация (онанизм) —
искусственное половое возбуждение, вызываемое самостоятельно вне полового акта.
Оргазм — высшее сладострастное половое ощущение, завершающееся чувством полного удовлетворения.
Перверсии — половые извращения.
Петтинг — вызывание оргазма взаимными ласками без полового акта. Поллюции — семяизвержение, возникающее во время сна.
Половая аутоидентификация —
ощущение своей принадлежности к мужскому или женскому полу.
Пубертатный возраст — период появления признаков половой зрелости. Репродуктивный возраст — детородный возраст.
Фригидность — половая холодность.
Эрогенные зоны — участки тела, прикосновения к которым вызывают половое возбуждение.
Эрекция — напряжение мужского полового члена.
Эякуляция — семяизвержение.
Вопросы и задания:
1. Какие факторы брачного клиринга вам известны?
2. Как связать возраст и отдельные факторы брачного клиринга?
3. Как можно использовать тест на сексуальную аутоидентификацию в воспитательной работе? Дайте анализ вопросов теста.