Основы ЗОЖ и первая мед.помощь

       

Сексуальная культура детей


Как складывается порочная кривая, ведущая молодого мужчину к такому столь неприятному явлению, как сексуальное фиаско? Начало ее—в далеком детстве. Ребенок 3 лет — существо любознательное, пытливое и хочет знать об окружающем мире как можно больше. Интересует его в том числе и собственная сексуальная сфера. А точнее, ее анатомо-физиологические особенности. Почему девочка отправляет свои физиологические функции так, а мальчик иначе? Почему у мальчика есть детали, которые у девочек отсутствуют? Вот два основных вопроса, коими определяется интерес малыша к сексуальной области.

Чуть позже, лет в пять, ребенок задает свой сакраментальный вопрос: «Откуда я взялся?» — и, как правило, получает на него уклончивый ответ. А жаль. У детей в этом возрасте еще нет брезгливости к собственному телу, к телу другого человека, в частности матери, поэтому ответить можно было бы так: «Ты был маленьким, сидел у меня в животе в специальном мягком, теплом мешочке, потом начал расти, а когда вырос большой, и тебе стало тесно, ты постучал изнутри пяточкой. Я услышала, и мы поехали в специальную больницу, где врачи и медицинские сестры помогли тебе появиться на свет. Папа тем временем бегал по магазинам и покупал тебе одежду. Ведь ты родился на свет совсем голенький».

 «А как я вышел из тебя?» — обычно спрашивает малыш.

«Ты не вышел. Ведь ты еще не умел ходить. Тебя вынули доктор и медсестра через ту дырочку, через которую я обычно хожу по-маленькому. Потом тебя искупали, взвесили, измерили твой рост. Можешь себе представить, ты был самый высокий среди мальчиков, родившихся в один день с тобой». (Вариант для девочки: «Можешь себе представить, среди других детишек ты выделялась своими кудряшками, у тебя были самые длинные волосики, и когда вас привозили кормить на специальной каталочке в одинаковых конвертах, я узнавала тебя издалека».)

Последняя фраза в общении с ребенком на тему его прихода в этот мир должна отвлекать внимание малыша от чисто физиологических вопросов. Право же, человеку в пять лет важно не только то, что он, как все, но и то, что с самого начала было что-то присущее только ему или ей.
И это отличие должно быть позитивно, приятно окрашено, ибо нет ничего опаснее, чем совмещение двух понятий — страх и секс — в возрасте, когда личность только формируется. А такое совмещение встречается в тех случаях, когда родители замечают за ребенком склонности к онанизму, он же называется автоэротизмом и мастурбацией.
Причины появления такой склонности для мальчиков и девочек в большинстве случае общие: гельминты, глисты, выходящие из заднепроходного отверстия и ползающие по прианальным складкам ребенка, вызывают зуд и заставляют чесаться. Это может войти в привычку и потом перейти в онанизм. Механическое раздражение возникает также от грубых швов на трусиках или при недостаточном внимании родителей к личной гигиене ребенка: его или ее редко подмывают, кристаллы мочевой кислоты разъедают нежную детскую кожу, что вызывает почесывание. Далее механизм тот же. Иногда дети просто подражают друг другу, что чаще происходит при групповом воспитании.
В очень редких случаях онанизм — проявление повышенной нервозности. Тогда нужна консультация врача-невропатолога. В большинстве же случаев ребенка можно просто отучить от этой обычной, распространенной привычки.
Сначала остановимся на раннем онанизме мальчиков. Очень опасно наказывать ребенка за пристрастие к мастурбации. Дело в том, что основа детской нравственности в 3 — 6 лет — страх. Ребенок не совершает те или иные поступки, боясь наказания. Если на мальчика, уличив его в «рукоблудии», так это называлось раньше на Руси, начинают кричать, бьют его, то первая реакция на «воспитательную меру» — страх. В детском сознании он связывается с сексуальной сферой. Впоследствии, когда повзрослевший мальчик решит начать интимную жизнь, его может ждать приступ вторичной импотенции. Да, физически он вполне здоров, половозрел, но сознание в определенный момент дает сбой, интимный акт становится невозможен. Такова плата за ошибки взрослых.
Так как же быть? Как отучить ребенка от онанизма? Внимательно отнеситесь к его личной гигиене, следите за бельем, подмывайте на ночь, укладывайте спать на спину, сидите рядом, пока не заснет, но сидите не в напряженной позе наблюдателя, а читайте ребенку книжку, рассказывайте сказку.




Ночью нужно вставать и переворачивать мальчика с живота на спину. Это кропотливая работа, она может продолжаться два-три месяца, но дает эффект.
В 11 — 13 лет все мальчики проходят через онанизм. Но это уже выход из подростковой гиперсексуальности, физиологически обоснованная необходимость. В этом случае отношение к мастурбации должно быть лояльным. Лучшим способом снятия сексуального напряжения у подростка, как уже указывалось, будут вечерняя физическая нагрузка и теплый душ. Посоветуйте ему эти несложные дополнения к бурной подростковой жизни. Купите ему гантели, эспандер, если возможно — кольца для гимнастики.
Что же касается маленьких девочек, то они при склонности к мастурбации могут занести инфекцию в половые пути. Инфекция послужит причиной воспалительного заболевания, что, в свою очередь, может привести к вторичному бесплодию. Поэтому девочек нужно отучать от мастурбации в раннем возрасте. Важно выяснить, какова реакция мочи у девочки. Если кислая, то при подмывании в воду добавлять немного питьевой соды: чайную ложку на литр воды. Во всех случаях показано подмывание с добавлением отвара ромашки. Мастурбация в детском возрасте неблагоприятно влияет на нервную систему девочки. Можно давать ей на ночь 5—6 капель валерианы. Случаи мастурбации у девочек-подростков встречаются реже, чем у мальчиков, и обычно проходят сами собой, оставаясь тайной для родителей.
Говоря о психосексуальных особенностях детей младшего возраста, стоит еще упомянуть об Эдиповом комплексе и комплексе Электры.
Эдипов комплекс
встречается у мальчиков. Это повышенное сексуальное влечение к матери и порой сопутствующее ему чувство ревности к отцу. В семьях, где между родителями тяжелые отношения, женщина, пытаясь закрыть психологическую брешь в раненой, оскорбленной душе, переключает все свои эмоции на сына. Мать непомерно часто ласкает мальчика, берет его, человека 4 — 5, а то и более лет в свою постель, разрешает ему играть своей грудью и т. д. В этих случаях мальчик начинает считать себя единственным претендентом на сердце матери, нервничает и обижается, если отец проявляет при нем внимание к жене.


Впоследствии, особенно если женщина воспитывает сына одна, мальчик начинает разрываться между подругой и матерью. И иногда бывает, что разрешается этот разрыв в сторону последней: холостяцкая жизнь, легкие связи на стороне и до седых волос — теплое материнское крыло. Об этих последствиях стоит задуматься слишком любвеобильным матерям.
Что же касается комплекса Электры, то он выражается в повышенной потребности дочери общаться с отцом. Мать становится объектом ревности, и это может послужить поводом для конфликтов.
Вот то немногое, что я считаю нужным сообщить о детях в возрасте 3—6 лет, протянув психосексуальную ниточку из детства в подростковый и юношеский возраст.
Теперь о детях 7 — 10 лет. Они, как правило, хорошо относятся к пернатым и четвероногим малышам. И это можно использовать в работе по сексуальному воспитанию. Будет совсем неплохо, если родители и педагоги освежат с помощью какой-нибудь интересной книжки, а то и просто учебника биологии свои знания о теории эволюции. И вот тогда в случае вопросов ребенка или по собственной инициативе можно завести с ним беседу о величии живой природы, о том, что в основе всего многообразия видов лежит величайшая из мировых тайн — живая клетка со своей закодированной информацией. Можно рассказать ребенку, что половые клетки несут половину кода, и чтобы появилась новая жизнь, две половинки должны встретиться, соединиться, как бы раствориться друг в друге под одной общей оболочкой.
Хорошо бы научиться, не краснея, произносить слова «яйцеклетка» и «сперматозоид». Дети очень часто ошибочно предполагают, что последнее слово относится к разряду ругательств. И вообще, очень часто ребенок 8—10 лет обращается к родителям за разъяснениями по интимным вопросам именно потому, что окружающий его информационный мир часто предлагает грязноватую, похотливую модель плотской любви, вычеркнув из столь естественного для человека влечения одного пола к другому гуманный момент, духовность. Я намеренно не употребила выражение «оставив лишь животное начало».


Беда в том, что лучшее в животном начале человек в процессе эволюции отбросил: видовой инстинкт. Животные в своих интимных проявлениях иногда благороднее некоторых людей, у которых интеллект не заполнил инстинктивную пустоту.
Опыт показывает: с ребенком 8—10 лет можно и нужно проводить работу по начальному сексуальному воспитанию. В этом возрасте он или она могут многое понять и воспринять спокойно, так как гормональный фон у ребят в предпубертатном периоде относительно низкий, концентрация половых гормонов невелика. Они встревожены меньше, чем те, кому 11—13 лет, и кто к началу гормональной бури уже должен быть осведомлен об особенностях человеческого организма. Очень неплохо начинать беседы с рассказа о появлении на свет каких-то приятных для ребенка животных. Лучше не брать для примера хорошо известных представителей. Ребенка нужно увлечь, заинтересовать, отвлечь от ощущения гадливости, которое он, возможно, вынес из встреч с порнопродукцией.
 
 
Вопросы:
1. Как связаны между собой детский онанизм и подростковые суицидальные попытки?
2. Что вам известно о комплексах Эдипа и Электры?
3. Как вы проведете с ребенком шести лет беседу о его появлении на свет?
4. Чем характеризуется особенность сексуального сознания детей семи-десяти лет?
 

Содержание раздела