Основы ЗОЖ и первая мед.помощь

       

Вредные привычки, их профилактика и коррекция


Большинство привычек имеют в нашем понимании эпитет «плохая». Да и само понятие «привыкание» в психологии объясняется как негативное обучение, эффект которого состоит в отсутствии реакции на стимул.

Попробуем разобраться в этих понятиях поподробнее. Возьмем сначала взрослые привычки.

Курение. Эта привычка развивается как зависимость дыхательного центра от веществ, вызывающих дополнительную его стимуляцию. В большинстве случаев курить начинают в подростковом возрасте либо подражая товарищам, либо пытаясь снять неприятные ощущения, которые возникают под действием половых гормонов. Их концентрация в организме в период пубертата возрастает. На первых порах курение вызывает отрицательную реакцию — тошноту, рвоту, головокружение. Это борьба организма, первая и вторая стадии стресса. Привыкание — признак дистресса: реакция на отрицательный стимул закончилась, начались изменения на клеточном и функциональном уровнях — страдают печень, почки, легкие, репродуктивная сфера. Подросток, юноша, девушка до поры до времени не ощущают пагубного воздействия ядовитых веществ. Привычка, а без сигареты курильщик чувствует себя дискомфортно, развивается месяцев через 5—6. Избавиться от нее трудно, лучше не втягиваться, особенно девушкам — у курящих женщин родятся дети с хроническими заболеваниями. Иногда несовместимыми с жизнью.

Пьянство. Пьянство — это привычка, которая развивается как снижение реакции на накопление в крови ацетальдегида — продукта распада этилового спирта. Ацетальдегид в больших количествах для человека вещество ядовитое. На первых порах употребления алкоголя организм выдает реакцию весьма бурную — рвота, затмение сознания. Но юный человек «мужественно» учиться пить — преодолевает защитный барьер. Постепенно развивается не просто устойчивость к действию продуктов окисления алкоголя, а зависимость от энергетического распада спирта. Человек как бы подбрасывает в организм «горючего», ускоряет процессы ассимиляции и диссимиляции. Развивается привычка, которая носит название алкоголизма.
Последствия трагичны как для самого алкоголика, так для потомства и общества. Среди последствий: цирроз печени, заболевания сердца, язва желудка, алкогольное слабоумие, хронические заболевания детей алкоголиков — от уродств до психических расстройств, асоциальные поступки. Очень опасно «похмельное зачатие» и «пьяное зачатие». Ацетальдегид оказывает отрицательное, мутагенное действие на свежие сперматозоиды. Среди генетических уродов немало детей, зачатых во хмелю. Злоупотребление алкоголем для девушек чревато нерефлективными интимными контактами и, как следствие, нежелательной беременностью или венерическими заболеваниями. Большая часть изнасилований совершается мужчинами в нетрезвом состоянии. Вот к каким трагическим последствиям ведет вредная привычка — пьянство.
Наркомания. Этот термин объединяет группу тяжелых состояний, которые стали следствием употребления наркотических веществ. Слово состоит из двух слов — «нарке» — оцепенение и «мания» — страсть. Морфин, героин, гашиш, синтетические наркотики — все это вещества, которые в малых дозах вызывают эйфорию, радостное состояние, душевную и телесную легкость, а в больших погружают человека в глубокий бесчувственный комфортный сон. И первое и второе состояние являются для организма комфортным, и негативное научение, потеря реакции на внутренние сигналы, предупреждающие об опасности, происходят очень быстро. Развивается абстинентный синдром — в отсутствие наркотика человек испытывает тяжелейшие физические и психические муки. Пристрастие к наркотикам ведет к разрушению личности, причем рушатся все составляющие. Сначала нарушаются социальные связи, затем происходит индивидуальная деградация, снижение интеллекта и, наконец, полное физическое разрушение. Худые, бедные, ненужные ни обществу, ни самим себе, разбившие сердца родителей, искалечившие судьбу детей наркоманы погибают от истощения или от СПИДа. СПИД — спутник наркоманов. Они обычно заражают друг друга, пользуясь общим шприцем. Наркомания не может в строгом смысле слова относиться к вредным привычкам, так как практически сразу превращается в тяжелую болезнь.


Но механизм вхождения в заболевание тот же, что у курения и пьянства — негативное научение.
С негативного научения начинается и токсикомания. Вдыхая ароматические углеводороды, люди погружаются в мир видений. «Токси» означает яд. Токсикомания чаще всего удел детей и подростков от 8 до 16 лет. Привыкания как к наркотикам в этом случае не возникает, но одноразовый эффект может быть весьма трагичен, вплоть до смертельного исхода. Если же ребенок или подросток периодически погружается в мир видений и грез, то это ведет к развитию необратимых изменений в печени и почках. Нервная система и прежде всего кора мозга тоже подвергаются тяжелому воздействию. У токсикоманов ухудшается зрение, снижается слух, страдает интеллект.
Что же заставляет молодых людей прибегать к контакту с ядовитыми для организма веществами — никотином, алкоголем, наркотиками, ядами? Как уже указывалось, прежде всего это желание быть «как все» — диктат компании. Тревога, порожденная гормональным прессингом, тоже делает свое негативное по отношению к здоровью дело. Немалая роль принадлежит личностному и социальному факторам. Неуверенность в себе, наличие комплексов неполноценности, желание занять лидирующую позицию — вот личностные предпосылки первых шагов во вредные привычки. К социальным факторам можно отнести тяжелый макро- и микросоциальный климат — экономическую нестабильность, войну, природные катаклизмы, тяжелую семейную ситуацию. Все это может толкнуть незрелую личность в плен вредных привычек. Вредные привычки делают человека социально зависимым. Постоянное желание покурить, выпить, уколоться стимулирует к поискам средств. В основе преступлений — краж, убийств, в основе проституции нередко лежит алкогольная или наркотическая зависимость.
Все вышеперечисленное имеет самое непосредственное отношение и к вам, уважаемый коллега. Если вам от 16 до 30 лет, то эти прискорбные явления вы можете наблюдать в среде своих сверстников. Оградить себя, своих близких и друзей от вредных привычек может и должен волевой, образованный и разумный человек.




Теперь разберем привычки детей.
Привычка брать в рот несъедобные предметы — признак нервозности. Если ребенок испытывает психологический дискомфорт или с повышенной ответственностью выполняет сложную для себя работу, он берет в рот несъедобные предметы: пуговицы, карандаши, игрушки и пр. Опасности этой привычки: занесение инфекции, возможность попадания предмета в дыхательное горло или в глотку и, как следствие, возможность подавиться или, поперхнувшись, задохнуться. Если предмет был проглочен, то он может поранить пищевод или желудок. Хотя в большинстве случаев в этом случае предмет выходит впоследствии с каловыми массами.
Предупреждение привычки — снятие нервозности. Для того чтобы помочь избавиться от привычки, с ребенком нужно спокойно беседовать и напоминать ему, что он не должен выполнять данное действие. Однако бывает, что привычка укоренилась так глубоко, что избавление от нее требует вмешательства врача. Существуют нейропсихологические корректирующие методы воздействия, которыми пользуются специалисты. Есть медикаментозные методы. Это тоже область деятельности специалистов. Не занимайтесь лечением ребенка без совета врача, как бы на первый взгляд ни было «невинно» лекарство, пусть его выпишет врач. Помимо описанной привычки у детей могут встречаться еще несколько аналогичных по происхождению. Ребенок грызет ногти, ковыряет в носу, почесывает голову. Все эти привычки в большинстве случаев поддаются вербальной, словесной коррекции. Если у вас не получается отучить ребенка — посоветуйтесь с врачом, может быть, причины более глубокие.
О профилактике вредных привычек мы с вами уже говорили. Вспомните, в каком разделе? Вспомните, что именно было рекомендовано для предупреждения вредных привычек.
 
Вопросы и задания:
1. Что такое негативное обучение?
2. Как влияет на организм курение?
3. Пьянство и алкоголизм — соедините понятия.
4. Что вы знаете о наркомании?
5. Последствия токсикомании обратимы или нет?
6. Дайте характеристику детских вредных привычек.
7. Предложите методы профилактики вредных привычек у детей и взрослых.
 

Содержание раздела